+7 (499) 391-52-29 8 (926) 233-64-55 Whatsapp Вызов уролога на дом с УЗИ г.Москва и Подмосковье

Острая задержка мочи - причины и лечение

21.01.2021 Уролог 569 0

Острая задержка мочи - это отсутствие или невозможность самостоятельного мочеиспускания. В обычных условиях почка образует мочу со скоростью примерно 5 мл в минуту. Таким образом, нетрудно посчитать, что в течение нескольких часов при достаточном употреблении жидкости наполнение мочевого пузыря будет достаточным, чтобы возник естественный позыв к мочеиспусканию. Около 350-400 мл мочи, накопленные в мочевом пузыре вызовут достаточно интенсивное желание помочиться.

При ОЗМ (острой задержке мочи) происходит естественное наполнение мочевого пузыря, но в следствие разных физиологических причин нарушается его порожнение. При этом, количество мочи постепенно увеличивается, а возможность самостоятельтно мочиться резко снижается. Это обусловленно эффектом "перерастяжения" или гипертонуса мышцы мочевого пузыря, в результате которого мышечное волокно не может эффективно сокращаться.

Задержка мочеиспускания - это довольно грозное состояние. Оно требует экстренной урологической помощи и, в ряде случаев, неотложной госпитализации. ОЗМ считается состоявшейся, если самостоятельное мочеиспускание отсутстует более 6 часов. При этом нетрудно посчитать, что емкость мочевого пузыря в этот момент может составлять от 800 до 1000 мл мочи.

Острое нарушение оттока мочи, наличие переполненного мочевого пузыря является причиной для развития многочисленных осложнений. В первую очередь необходимо отметить нарастание признаков интоксикации организма продуктами распада - ростом уровня мочевины в крови. В свою очередь, интоксикация приводит к ощущению слабости, заторможенности, иногда возникает тошнота иили рвота, отмечается бледность кожных покровов. Артериальное давление может быть повышено до цифр 140/90 и выше.

Другим состоянием, которое может сопуствовать острой задержке мочи в отсроченном периоде, явялется так называемая ишурия парадокса (парадоксальное мочиуспускание). В некоторых случаях его путают с тотальным недержанием мочи, У пациента наблюдается выделение мочи самопроизвольно по каплям. Это так называемое недержание переполнения, когда сфинктреный аппарат мочевого пузыря не справляется с большим объемом мочи и длительной задержкой мочеотделения. В этом случае, уместнее говорить о хронической задержке мочи.

Причинами ОЗМ может быть различные урологические заболевания и состояния. Наиболее частые из них:

• ДГПЖ или доброкачественная гиперплазия простаты
  • Острый простатит
  • Рак простаты
  • Камни или инородные тела уретры
  • Тяжелые стриктуры уретры
  • Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря

Принципиально механизм развития задержки и затруднения мочеиспускания связан как с механическим сдавлением зоны простатического отдела уретры опухолью или отеком при воспалении простаты, так и с возможной патологией иннервации мышцы мочевого пузыря при нейрогенных нарушениях. Динамический компонент в виед невозможности сокращения мышцы мочевого пузыря присоединяется на втором этапе. В целом, необходимо заметить, что ОЗМ - это сложное многокомпонетное состояние, являющееся следствием длительных нарушений уродинамики.

Какие могут быть рекомендации врача-уролога?

В первую очередь нужно вызвать уролога на дом с УЗИ. Это позволит выявить тяжесть состояния пациента, определить степень и длительность острой задержки мочеиспускания, решить вопрос о возможной катетризации мочевого пузыря или установке троакарной цистостомии. УЗИ диагностика на современном оборудовании фирмы Sonoscape, котрое используется в нашей клинике, позволит установить причину ОЗМ и подобрать адекватное ситуации лечение.

В 70% случаев у наших пациентов, после установки дренажа в мочевой пузырь, самостоятельное мочеиспускание восстанавливается в течение 2-3 месяцев при правильно подобранной медикаментозной схеме лечения. Также, в процессе выработки плана терапии, учитываются возможные сопуствующие заболевания пациента, так как большинство людей; у котрых впервые возникла задержка мочи являются пожилыми, маломобильными больными, которым требуется индивидуальный подход.

В дальнейшем врач-уролог предложит наблюдение за пациентов с мониторингом УЗИ на дому, при необходимости организует смену мочевого дренажа в адекватные сроки.

Что рекомендуется:

• В случае возниковения острой задержки мочи необходим вызов уролога на дом с УЗИ и решение вопроса об установке уретрального катетера на дому или выполнение цистостомии.
  • Наблюдение за пациентов в сроки от 3 -10 дней, смена дренажа или оперативное вмешательство
  • Составление индивидуальной схемы лечения причины, вызвавшей ОЗМ.